You are currently viewing О  МИЛОСТЫНE

О  МИЛОСТЫНE

Иисус Христос, по народному поверью терских казаков, по временам является на земле в виде странника и нищего. Богородица же – в виде странницы и нищей. Они, по мнению местного населения, приходят на землю для испытания добродетели богатых и бедных и для помощи неимущим. А потому принято давать милостыню, по силе возможности, всякому прохожему и нищему без различия наций, пола, возраста, физических сил и способности к труду.

В ненастное и холодное время запоздалый путник у терских казаков всегда найдет себе гостеприимный и теплый приют. По этому поводу существует в народе такой рассказ: три брата, разделяя доставшееся им имущество, просили Бога наделить каждого из них сообразно их желанию.

Первый брат просил успеха в коневодстве, для того чтобы отдавать лошадей путникам и неимущим без всякого вознаграждения. Второй просил счастья в разведении овец, с целью изготовления шуб, чтобы раздавать их неимущим в холодное время также без вознаграждения. Третий же просил благочестивую жену.

Господь, наделив всех троих по их молитве, пожелал испытать, насколько они исполнят свои обещания. И явился он к первому брату в виде бедного странника с просьбою дать ему лошадь доехать до ближайшего села, обещаясь затем возвратить ее.

Когда первый брат сказал своей жене о просьбе странника, она возразила: «Лошади у нас все такие хорошие, что их нельзя давать бедному страннику». Таким образом, страннику отказали в первом доме.

Тогда он пошел ко второму брату и стал просить у него какой-либо шубы укрыться от холода. И этот брат посоветовался со своей женой. Она же ответила, что у них нет простой шубы, которая была бы годна для бедного странника, что имеющиеся у них шубы слишком хороши и дороги.

Явившись в образе нищего странника к третьему брату, которому была дана благочестивая жена, Господь спросил у нее перемены белья. Жена отдала страннику белье своего мужа, накормила его и посадила на печку греться, а белье его положила в корыто, чтобы вымыть.

Уходя от них, странник просил их прийти к нему, когда он за ними пришлет, на что они изъявили свое согласие.

Принимаясь за мытье белья по уходе бедного странника, благочестивая жена была удивлена неожиданному счастью: на белье вместо грязных струпьев странника были червонцы. Тогда они поняли, что странник был не простой человек, а посланник Божий.

После этого прошло довольно много времени. Как-то к третьему брату забежал во двор конь в богатой сбруе. Хозяин, не желая задерживать чужую лошадь в своем дворе, дабы не навлечь на себя какого обвинения, прогнал ее со двора. На следующий день та же лошадь опять забежала к ним во двор и с трудом была выгнана. На третий день лошадь снова появилась во дворе и, понурив голову, стояла перед хозяином, как вкопанная.

Тогда хозяева догадались, что лошадь присылается, вероятно, посещавшим их странником. Муж по требованию жены своей решился сесть на лошадь и помчался к пославшему ее. Он был встречен самим Господом, показавшим ему ад и рай.

В аду Господь показал ему родную мать, которая была еще в живых, но душа которой мучилась в аду за неподаяние милостыни. Сын стал просить Господа избавить его мать от такой муки. Тогда Господь спросил его, не помнит ли он, чтобы мать его давала кому-либо милостыню. Сын вспомнил, что она когда-то дала кому-то лепесток от лука.

Господь подал ему этот лепесток и велел подать один его кончик мучающейся в аду душе матери. Когда она взялась за лепесток, сын стал тащить ее из ада, а к ней прицепились еще многие другие. При самом уже выходе из ада женщина оттолкнула от себя прицепившихся к ней и сказала: «Меня выручает сын, а вы куда? Убирайтесь к черту!». (Произнесение слова «черт» у терских казаков считается за тяжкий грех, и в брани оно заменяется словами бестия, черный, лукавыйред.) В момент произнесения слова «черт» лепесток оборвался, и женщина со всеми к ней прицепившимися полетела обратно в ад.

Сказку-притчу записал заведующий Червленским станичным училищем Т. Рогожин, ст. Червленная Кизлярского отдела Терской области.

Добавить комментарий