Жили себе старик со старухой. Дожили они до того, что у них всего-навсего остались петух да курица. Старуха раз и говорит своему старику: «Не хочу больше с тобою жить, давай делиться! Бери ты себе петуха, а я возьму курицу». И старики поделились, стали жить в разных хатах: старик с петухом, а старуха с курицей.
Раз заспорили они, кому жить лучше. «Нет, старик, – говорит старуха, – что ты там ни толкуй, а мое житье не в пример лучше твоего. Сам посуди: у меня – курица, у тебя – петух. Курица мне яйца несет, а петух-то твой что?».
Зло взяло старика, что он дался старухе в обман. Схватил он нож и хотел петуха зарезать. А петух ему и говорит: «Не тронь меня, хозяин, мы с тобою не хуже старухи заживем. Вот только дай мне слетать в одно место». Сказал так, снялся и улетел.
Прилетел он к дому богатого купца, сел на его крашеные ворота и ну кричать: «Кукареку! Кукареку!». Увидал купец петуха и говорит работникам: «Поймайте его, вишь, какой голосистый». Работники схватили петуха и отдали купцу, а купец оставил его на ночь в лавке. «Утром, – думает, – выпущу его к своим курам».
Утром только купец за дверь да в лавку, а петух – прр! И улетел. Прилетел домой, сел на стариков плетень и ну кричать под самым окошком: «Кукареку! Кукареку! Неси, дед, скорее рогожку, расстилай на дворе, смотри, что я тебе принес».
Выбежал старик из хаты, разостлал рогожу. Петух и выложил целую кучу денег – золото да серебро.
Рассердилась старуха, что старику такое счастье привалило и говорит: «А все же, старик, мне лучше жить. Коли хочешь, давай снова делиться – бери себе курицу, а мне давай петуха». И старики снова поделились: старик взял себе курицу, а старухе отдал петуха.
Старуха опять стала спорить, что ей жить теперь лучше: с петухом она всего может достать, а старик может деньги все прожить и остаться при одной курице. «Уж я достану себе добра не столько, – говорила старуха. – Мне петух мой всего достанет». Схватила старуха нож и ну по двору гоняться за петухом: «Я тебя, такой-сякой, зарежу!». А сама и не думает резать, только так стращает, думая: «Лети и неси поскорее того и этого, чтобы всего было вдоволь!».
Ничего не сказал петух, снялся и улетел. Села старуха у окошка и ждет не дождется своего петуха. Вот прилетел петух, сел на старухин плетень и ну кричать под окошком: «Кукареку! Кукареку!».
Выбежала без памяти от радости старуха из хаты и разостлала на дворе свой большой платок, да еще насыпала горсточку пшена и стала ждать, когда петух выложит на платок богатство. Ждала-ждала старуха – нет ничего. «Хорошо же, голубчик, не хочешь отдать честью, сама возьму», – рассердилась старуха. Схватила она петуха за ноги, положила вверх брюхом и распорола ему живот. Смотрит – пусто.
Еще пуще рассердилась старуха, побежала к своему старику, хотела хорошенько его разбранить за петуха да, кстати, прихватить у него горсточку денег. Смотрит: сидит старик в своей хате на лавке, весь в заплатках, и нет у него ничего. Все сразу пропало, как петуха не стало.
Записал заведующий Слепцовским двухклассным училищем Петр Семенов,
станица Слепцовская Владикавказского округа Терской области.