У одного мужика была хорошая корова, на которую давно уже посматривал дьячок. Он давно бы своровал ее, да боялся, потому что был трус. Вот он раз подговорил своего приятеля писаря, а писарь в свою очередь подговорил старшину: дескать, в случае чего дело коснется, то заступник за него старшина. А старшине что? Кому его бояться? Всегда из воды сухим выйдет.
Вот дьячок с писарем сперли корову и привезли на двор к старшине. Живым манером они обработали корову: зарезали и шкуру сняли. Начали делить. Одну половину туши взял себе старшина, а другую писарь, дьячку же отдали они ноги да рога. Ничего не сказал им дьячок и пошел со двора старшины. Кинулись на него собаки, он и бросил им коровьи ноги и рога: нате, мол, жрите последнее. Приходит он домой и думает: «Постой же, подкую я вас, хапуги анафемские!»
Наутро идет он к мужику и говорит:
– Что дашь? – скажу, кто у тебя корову украл.
– Дам десять рублей, – отвечает мужик.
– Ну, брат, дудки! За десятку я не хочу и поганиться, в доказчики идти… Тут, брат, такие воры, с которых можно сорвать десять таких коров, как твоя была. Давай полсотни, скажу.
Отдал мужик полсотни дьячку, а тот и сказал ему, что корову украли он, писарь и старшина.
– Подавай на них в суд, я пойду свидетелем, – говорит дьячок.
Поехал мужик в город, подал прошение. Немного времени спустя приходят повестки старшине, писарю, дьячку и мужику явиться в суд. Всполошился старшина и писарь: «Кто, мол, донес на них? Никто, как дьячок». Они к нему.
– Ты?
– Я. А что, думаете, боюсь вас? Донес: могу утопить, могу и выручить всех, – дело ни в чье выйдет.
– Как так?
– А уж это мое дело. Давайте по полсотни рублей.
– Не обманешь?
– Вот вам крест-образ – не обману.
Отдали старшина и писарь сто рублей дьячку. Приезжают в город. Приходят в суд. Начинает судья их расспрашивать, как дело было.
Дьячок и говорит:
– Украли корову я и писарь. Привели ее на двор старшины и зарезали. Старшина взял себе одну половину, писарь другую, а мне дали ноги да рога. Пошел я со двора старшины; кинулись на меня собаки, я им бросил ноги и рога: жрите, мол, последнее. Потом… Господи Иисусе Христе! Просыпаюсь, смотрю – лежу на постели.
Засмеялся судья и говорит:
– Эх ты, дурак! Да ведь все это ты во сне видел! Ступайте же по домам: нет на вас никакого суда.
Сказку рассказывали в станицах Терской области, записал собиратель фольклора Евгений Баранов.