В одном селе жили богатые люди; жили они в большом доме, на самом краю села, богатства свои хранили в каменной крепкой, с железными дверьми, кладовой, под секретным большим замком. У них была дочь, красавица Маша.
В дремучем лесу, тут же недалеко от села, жили семь братьев-разбойников. Не раз собирались разбойники ограбить богатое семейство и увезти красавицу Машу, но никак им это не удавалось. Досадно им было. Вот дождались они темной осенней ночи и решили во что бы то ни стало исполнить свое намерение.
Пришли и давай отпирать железные двери кладовой. Хозяин услышал шум, сразу догадался, что это пришли разбойники, и тихонько вылез в окно дома на двор. Только что разбойники отперли двери да вошли в кладовую, он и захлопнул дверь. Сидят все семь братьев–разбойников, некуда им выйти. Так просидели они без хлеба и воды тридцать дней и тридцать ночей: старик нарочно никому об этом не говорил, хотел их уморить голодом.
Раз старик собрался ехать в город на базар. Строго настрого приказал он Маше-дочке не ходить в кладовую и дверей не отпирать, взял с собою жену, сел и уехал.
Наступил вечер. Страшно Маше одной оставаться дома, она и созвала своих подруг к себе ночевать. В разговоре с подругами она проговорилась, что родители не велели ей входить в кладовую. Всем очень захотелось знать, что там, в кладовой, находиться такое, что нельзя туда заходить.
Наступила ночь. Подруги сговорились посмотреть кладовую. Только что Маша отворила дверь, разбойники и выскочили оттуда. Девушки испугались, спрятались в доме и со страху не успели затвориться. Разбойники вошли в дом. Старший из них вынул из-за пазухи «мертвую руку», дотронулся до подруг Маши и умертвил их, а Маша успела спрятаться так, что разбойники ее не нашли.
Забрали разбойники все богатство и ушли, а «мертвую руку» взять с собой забыли. Как только они ушли, Маша заперлась в доме крепко-накрепко, взяла «мертвую руку», дотронулась до подруг, и они все ожили.
Дорогой вспомнили разбойники про «мертвую руку», возвратились назад и стали просить Машу отдать руку, обещали возвратить ей все забранное богатство. Но сколько ни просили, сколько ни молили, Маша не отдала. Так они и ушли.
На другой день приехали родители Маши, узнали, что случилось в доме, погоревали, потужили, побранил отец Машу, да делать нечего: и то хорошо, что разбойники не увезли ее саму.
Ровно через год, старший разбойник приехал к родителям Маши, одетый в богатое платье, назвался купцом и стал сватать Машу. Родители с радостью приняли гостя и, как Маша ни уверяла, что жених не купец, а разбойник, не поверили ей и насильно выдали за него замуж. Сыграли свадьбу, и разбойник увез жену свою в лес, в дом, где жили братья-разбойники. Маша привезла с собою и «мертвую руку».
Живут. Вот и стал муж-разбойник просить Машу отдать ему «мертвую руку», долго упрашивал, но Маша все отговаривалась, уверяла, что сожгла ее и пепел развеяла по ветру. Не вытерпел муж-разбойник, рассердился и стал бить, мучить жену. Наконец, запер ее в подвале на съедение львам, тиграм и разным гадам, но Маша умела приласкать их к себе: гладила их и делилась с ними пищею, которую давали ей разбойники, и Бог ее хранил. Звери и гады не делали ей никакого вреда.
Раз разбойники уехали на свой промысел, а дверь подвала забыли замкнуть. Маша вышла из подвала, перелезла через забор и убежала к своим родителям. Только что она ушла, вернулись разбойники, узнали и пустились со всеми своими гончими собаками за ней в погоню. Гнались, гнались, собаки напали на след и начали лаять. Догадалась Маша, что это за ней погоня, спрятаться – некуда. На ее счастье встречается ей старичок-горшечник, едет с полным возом горшков. Она рассказала ему про свое горе и попросила спрятать ее. Старик сжалился над ней, усадил в телегу и заложил горшками.
Подъехали разбойники и спрашивают старика, не видал ли он молодую женщину, не проходила ли она. Старик притворился глухим и немым, только мычал. Видят разбойники, что ничего им не добиться от старика, и пустились дальше.
Маша вылезла из-под горшков и побежала в лес, думала до ночи там укрыться. Но ей это не удалось: чуткие собаки опять напали на след и начали лаять. На лай прискакали разбойники. Маша думала, думала, куда спрятаться, и влезла на высокий ветвистый дуб, влезла и сидит, а «мертвую руку» все-таки при себе держит.
Собаки визжали, лаяли, кидались на дуб. Разбойники подумали, что Маша сидит на дубе, и давай пускать в нее стрелы, все они падали назад без всяких следов крови: Маша всякую стрелу, какая попадала в нее, вынимала из своего тела, вытирала фартуком и бросала от себя вниз.
Видят разбойники, что стрелы падают вниз, и на них крови нет, подумали, что собаки ошиблись, что Маши на дубе нет, и воротились домой; они были уверенны, что Машу в лесу растерзали дикие звери. А Маша дождалась ночи, слезла с дуба, вся израненная, прибежала домой и рассказала родителям все, что и как было.
Дня через три муж Маши приехал к родителям ее разведать, не знают ли они, где «мертвая рука», а того и не знал, что жена его возвратилась домой и живет у своих родителей. Тесть и теща приняли зятя-разбойника ласково, будто ничего не знают про свою дочь, а Машу спрятали.
Пока разбойник пил-ел да расхваливал Машу, благодарил тестя и тещу за то, что они выдали ее за него, Машин отец пошел за старостой. Скоро явился староста с людьми; схватили разбойника и связали. Разбойник стоял, связанный по рукам, опустил глаза вниз, от злости скрежетал зубами, да нечего делать – попался.
Ввели Машу, жену его. Она и рассказала, где находится разбойничий приют. Их всех переловили и казнили. Родители Маши скоро умерли, а Маша вышла за богатого купца, жила благополучно и счастливо.
Записал учитель Наурского станичного училища Василий Пятирублев,
станица Наурская Грозненского округа Терской области.