You are currently viewing ЦАРЬ-ЗМЕЙ  И  ВАНЮША

ЦАРЬ-ЗМЕЙ  И  ВАНЮША

Жил старик со старухою. У них было два сына. Один из них скоро умер. Оставшийся сын Ванюша ходил в школу.

Однажды старик поехал на охоту. День был очень жаркий. Старик, бродя там и сям, сильно захотел пить, а воды нет, и не знает, где взять. Жажда томит. Старик смотрит по всем сторонам. Вот он увидал вдали кругообразно летающих голубей и подумал: «Может быть, там есть вода? Пойду, посмотрю».

Пошел к тому месту и действительно увидел колодезь, а в нем плавающую чашечку. Старик смело взял ее и напился воды. Жажду старик утолил, но неожиданно беду получил: чашечка к губам прилипла. Стал дед отрывать чудную чашечку, но ничего не получается. Начал старик упрашивать: «Чашечка, пусти!». «Нет, не пущу, – ответила она. – Отдай, что у тебя есть, тогда пущу!». Старик сказал: «Возьми, но только ради Бога, отпусти!».

Получив от старика обещание, чашечка упала в колодезь, дав старику запечатанное письмо. Пришел старик домой и осторожно спрятал в сундук письмо.

Пришло время, и сын Ванюша закончил учебу в школе, но грамоты не забывал: в свободное от работы время читал и писал. Через пять лет он стал уже хорошим женихом, так что девицы частенько заглядывали к нему в серые глазки, но, к их огорчению, его глазки всегда смотрели вдаль и искали чего-то другого.

Однажды он сказал матери: «Мама, насуши мне сумочку сухарей, пойду искать счастья». Мать крайне удивилась, что сын задумал покинуть родительский кров, но не стала ему препятствовать.

Что толкнуло сына на уход? Ивану попалось письмо, спрятанное и совершенно забытое отцом, в котором сказано про двенадцать сестер-красавиц. Вот Иван взял и прочитал его.

После разговора с матерью прошло три дня. Иван взял сумочку с сухарями и отправился в путь-дорогу. Долго шел молодой парень. Прошел он в открытое поле, вступил в лес и идет узкою тропинкою. Вот видит большой дом, а в нем обитает змей. Ваня смело вошел в дом. Змей, увидав Ванюшу, говорит: «Ага, пришел! Вот что, милый, у меня есть двенадцать дочерей. Если ты угадаешь младшую из них, то ее за тебя замуж и отдам. Если же нет, то я тебя съем».

Ваня вышел из дома и залился горькими слезами. А младшая дочь долго из окошечка смотрела на Ивана. Его тонкие черные усики, серые веселые глаза, розовые щеки, малиновые губки и сановитость очаровали ее. Она пожелала стать его женою. Каждая капля слез его жгла ей любящее сердце. Вот она, желая осушить слезы, выбежала во двор и говорит ласково Ивану: «Не плачь, дружок, я тебе помогу узнать меня, я положу в пазуху кусочек черной нитки». Иван очень обрадовался.

Утром вывел Царь-Змей двенадцать дочерей и велел угадать. Иван прошел по-над рядом и заметил у Елены, младшей дочери, кусочек черной нитки. «Вот она!» – с радостью сказал он. Царь-Змей засмеялся и сказал: «Теперь иди, пей, веселись, а вечером приходи за приказанием».

Настал вечер. Вошел Иван в царские покои и ждет приказа. Увидел Ивана, Царь-Змей говорит: «Завтра своих дочерей выпущу голубями. Голова у них будет в голову, а перья в перья. Смотри, узнай!».

Опять опечалился Иван. Елена тихонько подошла и говорит: «Не тужи, Ванюша! Когда нас выпустят голубками и посыплют пшена, то я на правой ноге подожму средний палец».

На другой день Царь-Змей выставил голубок и приказал узнать. Иван, постояв немного и, увидев голубку с поджатым пальцем, с восторгом крикнул: «Вот она!». Царь улыбнулся, велел пить, гулять, а вечером за приказанием приходить.

Дождался Иван вечера и пошел к опасному повелителю.

– Вот на завтра тебе служба: Обучи под верх моего лихого коня.

Опять Иван, вышедши из дома, сильно заплакал. Заметив печаль друга, Елена тайно подошла к нему, утерла слезы, спросила, какое дано приказание. А потом предложила совет: «Пойди и скажи отцу, чтобы он купил двенадцать шин да столько же полушин, – тогда только обещай обучить коня». Иван так и сделал.

Царь-Змей приказал выдать коня, шины и полушины. Тогда Елена надела мужское платье, села на коня и начала скакать по горам и долам. Когда конь упрямился, то она била его по мясистым бедрам шинами. Побив все шины и полушины, она наконец обучила его и передала объезженного коня Ивану, а Иван представил царю.

Царь был очень рад. С удовольствием выдал дочь за Ивана, но только это удовольствие было поддельное.

Когда свадебный пир кончился, то все легли спать. Настала мертвая тишина. Елена не спала: она поднялась с постели, разбудила Ивана и говорит: «Давай бежать, а не то он нас утром съест». Иван проворно встал, взял за белую руку свою молодую жену и убежал с нею. Долго бежала молодая чета. Вот Елена и говорит: «Ляг, мой милый, на землю бочком да послушай ушком, не догоняют ли нас». Иван прилег к земле, послушал и сказал: «Бегут и догоняют».

Елена живо сделалась полосой проса, а мужа превратила в старика – сторожа этого проса. Прибежали одиннадцать сестер и спрашивают: «Не видал ли, дедушка, двух молодых людей?». А старик только и повторяет: «Жить, жить, воробцы, с проса!». Сестры подумали, что сторож дурак, и, воротившись, рассказали царю о виденном.

Царь-Змей побранил дочерей, говоря: «Почему вы не схватили проса и сторожа? Это они и были». Потом пустился в погоню сам. Тогда Елена превратилась в утку, а Ивана обратила в селезня, и полетели они за море.

Прибежал к морю Царь-Змей и стал воду пить, чтобы до другого берега добраться. Утка, его дочь, сказала: «Не пей, папаша, а то лопнешь!». Змей не послушался и пил до тех пор, пока не лопнул.

А Иван и Елена выпорхнули из тростника, превратились снова в людей и отправились в дом Ивана. Родители его еще были живы. Они порадовались счастью сына, узнали от него о судьбе, предначертанной в таинственном письме, полученном отцом от колодезной чашечки.

Молодые люди покоили и почитали стариков. Жили весь век в мире, любви и полном счастье.

Записал учитель Ардонского училища Алексей Гусев со слов Трофима Галича,станица Ардонская Владикавказского округа Терской области.

Добавить комментарий