Бежит куцый волк по дороге. Навстречу ему попадается портной с железным аршином в руках (аршин – инструмент для измерения длины – ред).
– Что ты, портной, думаешь? Ведь я тебя слопаю!
– Дурак ты, волк, больше ничего! – ответил портной. – Ну скажи на милость, какая тебе будет польза, что ты меня слопаешь? Ведь когда-нибудь опять же захочешь жрать? А лучше дай-ка я тебе шубу сошью – на всю жизнь ее тебе хватит. А то ишь ты, каким ошарой (то есть голодранцем, неряхой оборванным – ред.) ходишь: везде шерсть клочьями висит, как будто только что с собаками дрался. Нехорошо, волк, право, нехорошо!
– Ну ладно, – говорит волк. – Шей, да только сейчас же шей!
– Сейчас и начну шить, – сказал портной, – только сначала надо вымерить, сколько на твою шубу материала пойдет. Ну-ка, повертывайся ко мне задом!
Повернулся волк, а портной уцепился рукой за остаток волчьего хвоста и давай его насаживать аршином и по бокам, и по спине, и по башке. Взвыл от боли волк не своим голосом, вырвался из рук портного и помчался куда глаза глядят, точно очумелый.
Попадается ему навстречу стая волков: он и начал жаловаться им на портного. Волки говорят: «Погонимтесь, братцы, за этим портным и растерзаем его». И кинулись волки портного догонять, а впереди всех мчится куцый волк – дорогу товарищам показывает.
Оглянулся портной, видит за собой погоню и вмиг взобрался на самую вершину высокого дерева. Остановились волки около дерева, на портного глядят да зубами щелкают, а достать-то его никак не могут.
Вот куцый волк и говорит своим товарищам: «Я встану около дерева, а кто-нибудь из вас влезет на меня, а на того – третий, на третьего – четвертый, и таким манером мы живо доберемся до портнишки, стащим его с дерева и растерзаем». Послушались волки своего куцего товарища и похвалили его, что он так умно придумал.
Уперся башкой куцый волк в дерево. Взобрался на него другой волк, на другого – третий, и так взобрались почти все. Остался только один волк, самый злой. Начал и он взбираться. Видит портной, что несдобровать ему – по клочкам разнесет его зверье. Собрался он с духом и крикнул: «Чего вам от меня надобно? Вот постойте, слезу я с дерева и уж накладу вам в бока так, что меня долго помнить будете! А больше всех куцему зачинщику достанется!»
Испугался куцый волк, заворочался, – волки все турманом (так называется особая порода голубей, умеющих кувыркаться в полете – ред.) полетели вниз и сильно зашиблись о землю. Накинулись они тут на своего куцего товарища, так что от того только клочки шерсти полетели. А портной с дерева приговаривает: «Так его, так! Вот только слезу с дерева, я еще прибавлю!»
Насилу вырвался куцый волк и побежал жаловаться к святому Георгию (по народному поверью терских казаков святой Георгий является защитником домашних животных и всех зверей – ред.)
Прибегает и говорит:
– Беда со мной случилась, святой Георгий, хотел я портного слопать, а он обманул меня и аршином избил, а потом свои же волки меня чуть в клочья не разнесли… Да что тебе сказывать? Сам знаешь, что на свете делается промеж нас, зверья всякого. Вот теперь я голоден, не знаю, где пищи себе найти.
– Ну, – говорит святой Георгий, – когда ты голоден, так ступай и сожри поповскую свинью! Она там, около станицы пасется.
Побежал волк к станице, нашел поповскую свинью и говорит ей:
– Свинья, я тебя слопаю.
– Зачем ты, волк, будешь меня лопать? Лучше схвати меня за ухо и пойдем вместе в станицу. Там тебя у нас судьею назначат и будут кормить поросятами, – отвечала свинья.
Захотелось волку поросятиной полакомиться.
– Ну что ж, – сказал волк, – пойдем!
Схватил он за ухо свинью и пошел вместе с нею в станицу. Увидел народ, что волк свинью ведет, взяли кто вилы, кто колья, окружили его и давай бить. Едва-едва вырвался он на свободу. Весь избитый прибегает он опять к святому Георгию и жалуется.
– Ну, если свинья обманула тебя, так иди на гору – там пасется поповский баран, его и лопай, – сказал святой Георгий.
Прибежал волк на гору, увидел барана и говорит:
– Здравствуй, глупый баран!
– Здравствуй, умный волк! – отвечает баран. – Что хорошего скажешь?
-А вот что: хочу я слопать тебя.
– Отчего же? Можно… Только встань ты под горою и разинь пасть, а я с разбегу прыгну в нее, ты меня и проглотишь.
Согласился волк, встал он под горой и пасть до ушей разинул. Разбежался баран да как стебанет лбом волка, так у того аж искры из глаз посыпались. Опомнился он, глядь – а барана и след простыл.
Опять побежал волк с жалобой к святому Георгию.
– Надоел ты мне со своими жалобами! – говорит ему святой Георгий. – На лугу пасется поповская кобыла: иди и слопай ее, а с жалобами не смей и на глаза мне показываться!
Бежит волк и думает: «Ну, теперь-то я дураком не буду, кобыле спуску не дам! Уж я над ней вволю натешусь!»
Прибегает на луг к кобыле и говорит:
– Вот что, кобыла, я с тобою долго растабарывать не стану – готовься к смерти, я тебя сейчас слопаю.
– Воля твоя – лопай! – ответила кобыла. – Только ты сначала лучше сдери с меня шкуру, а потом и лопай: схвати меня за хвост и тяни!
Ухватился волк зубами за хвост кобылы и принялся тянуть, что есть силы. Кобыла как полыхнет (ударит – ред.) его задними копытами, так он, как мячик, отлетел от нее и тут же дух испустил.
Сказку рассказывали в станицах Терской области,
записал собиратель фольклора Евгений Баранов.