Давным-давно в некой стране Казакии жили казаки-охотники. Эта страна была великой и богатой. На ее просторах шумели леса – и на равнинах, и там, где возвышались в поднебесье синие горы.
У подножья тех гор разносили свои звоны горные реки. А в лесах и в степной дали дико бродили многие звери: медведи, волки, буйволы, кабаны преогромные, козы быстрые, да и еще премного разного зверья.
Красивой была Казакия – удалой была эта древняя страна. В ней жили смелые люди, что и днем, и ночью зорко и отважно защищали свою землю от многих врагов. Они любили ходить на охоту и никогда пустыми в свои жилища не возвращались.
Однажды один молодой казак пошел поохотиться в близкие горы. Поднялся он на один подъем – дичи не увидел, поднялся на другой – дичи нет. Так он прошел пять подъемов, а дичи не встретил.
– Такого еще не бывало, – подумал казак.
Загрустил он и присел на горюч-камень, чтобы отдохнуть.
Вокруг стелилась зеленым бархатом густая трава, усыпанная цветами-веснушками. Отдохнул казак, напился родниковой воды, что из-под скалы близко струилась, и дальше пошел. Ему очень хотелось вернуться домой с добычей.
Из-за близкой вершины горы выползла синяя, как поздний вечер туча, а за ней еще и еще… Началась гроза, да такая яркая и крылатая, что до этих дней никогда такой не было. Ее длинные изломанные и стрелковидные вспышки слепили глаза казаку. Скоро он нашел себе убежище под выступающей скалой и присел на каменный выступ переждать дождь.
Вблизи, под другой нависшей скалой он неожиданно увидел серну. Она дрожала от страха, бросалась из стороны в сторону, но не решалась выбежать под дождь-ливун и скрыться от охотника, который хорошо видел грациозную серну, ее длинные сверкающие глаза. Но он даже не помышлял стрелять в нее.
Много душевного наслаждения было для казака-охотника в эти минуты от красоты дикой… Молнии сверкали вокруг. Одна из огненных стрел ярко перечеркнула небо до самой земли. Казак увидел, как она прошила насквозь серну, но не убила ее, а превратила в девушку-красавицу, каких нельзя было найти в великой Казакии.
На красавице было голубое, как чистое небо, платье, большие глаза были наполнены зеленью вековых лесов, а с плеча стекала тяжелая и темная коса, как вечерняя вода горной реки.
Стало вокруг тихо-тихо. Как будто и не было ни мрачных туч, ни дождя с могучим громом, ни вспышек и перехлестов молний.
Отбросил свое оружие казак-охотник, встал и спокойно пошел к девушке.
– Здравствуй, достойная, коли пришла с добром! – сказал казак.
Девушка широко улыбнулась и молча шагнула к молодцу навстречу. Подойдя к нему, она сказала:
– Здравствуй, человек! Я пришла в свое давнее станище, в мир радостей былых и горя великого. На этой земле наши отцы и мужья погибли в битве с врагами, которые их и наших детей умертвили. Только женщин оставили. Мы взяли в руки оружие отцов и мужей и с памятью о них и детях своих уничтожили врагов. Мы возненавидели из-за них всех мужчин, повсюду они стали нашими врагами. Только один раз в году мы встречались на этой горе с мужчинами соседнего племени и без всяких чувств и уважения допускали с ними встречи. Потом мы уходили вновь. У нас рождались дети. Мальчиков мы портили так, чтобы они не могли встать в ряды врагов, а девочек оставляли с собой для пополнения защитниц нашей земли.
– Теперь я хочу быть с тобою. Я буду твоей верной женой, – сказала красавица и добавила: – Я – Амазонка.
Казак по-доброму взял руку Амазонки, не ведая, что означало это слово, и крепко обнял ее, стройную и упругую.
Скоро девушка рассказала все о стране амазонок – Амазонии. Все, что осталось у нее в памяти: о былых схватках и битвах жарких, о том, как под Кизляром был основан стан амазонок. Тогда Терек назывался рекой Женщин, а Кума – рекой Наложниц.
Недалеко от этих мест в небывало жестокой битве с врагами пали все амазонки до единой, но не погибли они, а превратились в серн.
– Они и ныне помнят звон стрел и топот конских копыт, – говорила красавица Амазонка.
Казак-охотник пришел домой не с пустыми руками. Он в кибитку-подворье на своих сильных руках бережно внес то богатство, о котором и не мечтал. Поженились они. Скоро дух воинственных амазонок от зеленоглазой красавицы перешел к казачкам всей Казакии, а потом, через многие века, к казачкам Всея Руси Великой.
Записал собиратель фольклора Витислав Ходарев, станица Подгорная Пятигорского отдела Терской области.